Тема по самообразованию: « Сенсорное развитие детей через дидактические игры».
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать форму предмета (шар, куб, «крыша») .
Правила игры: из мешочка можно доставать только один предмет; нельзя подсматривать; отгадывать предмет на ощупь.
Игровой материал: мешочек из ткани, деревянные шар, куб, «крыша».
Ход игры: Взрослый рассматривает с ребенком геометрические формы, затем помещает их в мешочек. Предлагает ребенку найти в мешочке заданную форму. После того, как ребенок нашел и достал форму, просит его назвать ее.
Инструкция: «Найди шар. », «Что это? »
2. Дидактическая игра «Что за форма? ».
Цель: учить детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной обстановке.
Игровой материал: коврик 1-1, 2 м, кирпичики, кубики, шарики.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку назвать формы. Если ребенок не называет, взрослый называет их сам. Далее взрослый на расстеленный на полу коврик по всей поверхности кладет кирпичики, кубики, шарики. Предлагает ребенку взять с коврика один любой предмет и назвать его.
Инструкция: «Что это? ». «Возьми предмет. Что это? »
3. Дидактическая игра «Найди такую же»
Цель: учить детей самостоятельно видеть и называть геометрические фигуры.
Игровой материал: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров и цветов.
Ход игры: Взрослый поочередно выкладывает перед ребенком геометрические фигуры, просит назвать их. Если ребенок называет правильно, то фигура отдается ребенку.
Инструкция: «Что это? »
4. Дидактическая игра «Ищи свой дом».
Цель: закреплять у детей умение сличать основные цвета.
Правила игры: выбирать можно только один флажок; флажок надо поместить на цветной домик (квадрат) .
Игровой материал: дома (квадраты) основных цветов, расположенные на полу флажки.
Ход игры: Взрослый перед ребенком раскладывает разноцветные флажки, произнося название цвета. Если ребенок может, он повторяет за взрослым. Далее ребенку дается возможность выбрать один флажок. Затем взрослый дает инструкцию.
Инструкция: «Домик для флажка».
5. Дидактическая игра «Цветные грибочки»
Цель: Закреплять у детей умение различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый) .
Правила игры: можно брать в руки только один грибок; грибок определенного цвета вставлять в отверстие квадрата такого же цвета.
Игровой материал: небольшой столик, разделенный на 4 квадрата красного, синего, желтого, зеленого цвета и 20 грибочков (по 5 каждого цвета) .
Ход игры: перед ребенком помещают 20 грибочков. Взрослый объясняет, что каждый грибочек надо вставить на свою дощечку. Взрослый дает образец действия и называет цвет квадрата и грибочка, объясняет правила игры. Затем предлагает ребенку самому расположить грибочки по местам и назвать их цвет.
Инструкция: «Разложи грибочки по местам».
6. Дидактическая игра «Цветные шарики»
Цель: учить детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.
Игровой материал: 6-8 шариков одинакового размера, окрашенных в два цвета, две коробки.
Ход игры : шарики складывают в общую коробку. Ребенку предлагают переложить все шарики одного цвета в другую коробку. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет. Цвет называет сначала взрослый, а потом предлагает назвать ребенку.
Инструкция: «Переложи в коробку красные шарики».
7. Игра с матрешками.
Цель: формировать у детей представление о величине (большой-маленький) .
Игровой материал: матрешка-образец.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку матрешку и предлагает рассмотреть ее. Затем спрашивает: «Кто это? » Взрослый особо подчеркивает величину, количество: «Одна большая-большая матрешка». Потряхивает матрешку и предлагает послушать, как в ней что-то гремит, расскрывает, достает еще одну маленькую матрешку. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ее. Отмечает, что теперь стало две матрешки: одна – большая, другая – маленькая. Затем ребенок берет матрешку и рассматривает ее. Ребенок гремит матрешкой, открывает, вытаскивает другую матрешку. Показывает большую, а потом маленькую. Взрослый отмечает, что их стало две.
Инструкция: «Достань матрешку». «Покажи большую, покажи маленькую матрешку».
8. Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке».
Цель: закреплять у детей умения различать размеры предмета «большой», «маленький» .
Правила игры: можно доставать из мешочка только один предмет; нельзя подсматривать; отгадывать предмет на ощупь.
Игровой материал: мешочек из ткани, две пары предметов контрастной величины.
Ход игры: взрослый рассматривает с ребенком предметы: большой и маленький мячики, большой и маленький кубики, называя их размер. Затем помещает предметы в мешочек и предлагает ребенку найти в мешочке заданный предмет.
Инструкция: «Найди большой (маленький) кубик (мячик) ».
9. Дидактическая игра «Найди окошко»
Цель: учить детей различать форму предметов.
Игровой материал: коробка с 4-5 отверстиями одинаковой формы, но разной величины; геометрические формы разной величины.
Ход игры: взрослый дает ребенку коробку и геометрические формы. Затем предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие.
Инструкция: «Найди такое же окошко».
10. Дидактическая игра «Спрячь матрешек».
Цель: закреплять у детей принцип складывания матрешек по размеру.
Правила игры: должны спрятаться все матрешки, кроме одной; не должно остаться лишних половинок.
Игровой материал: матрешки 3-х местные.
Ход игры: взрослый показывает ребенку одну матрешку, говорит, что остальные спрятались. Разбирая матрешку, находит остальных. Затем предлагает ребенку поиграть с матрешками в прятки.
Инструкция: «Спрячь матрешек»